м. Академическая, ул. Дмитрия Ульянова 6 корп. 1
ежедневно
пн–сб 9:00—20:00
вс 9:00—15:00

Академическая организация со статусом члена Российской Академии Естественных Наук
Прием специалиста высшей квалификационной категории — от 1300 р.

​Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) — болезнь, которая поражает все отделы дыхательной системы человека. Основными причинами ХОБЛ являются табакокурение, производственная пыль и газы, неблагоприятная экологическая обстановка.

Отношение большинства пациентов и врачей к такому заболеванию, как бронхит, не серьезное. Легкое вроде заболевание. Ну покашлял, ну попейте антибиотик — и все пройдет. Сразу оговоримся: не пройдет, а затихнет.

Доказано, что стаж курения 15-17 лет ведет к формированию не просто «бронхита», а хронического обструктивного бронхита, а зачастую и хронической обструктивной болезни легких.

Многим везет: бронхит протекает мягко, без бронхообструктивного компонента и уж тем более без вовлечения в процесс легочной ткани. Однако процент курильщиков, страдающих простым необструктивным бронхитом, уменьшается с каждым годом. Соответственно растет число лиц, которым знакомо понятие «свистящие шумы в грудной клетке». Если такое случилось однократно, можно говорить об остром процессе, который, возможно, больше не повторится. Если же ситуация повторяется, можно с уверенностью говорить, что произошла хронизация — вы страдаете хроническим обструктивным бронхитом. Скажете тоже: ерунда, подышу пару недель ингалятором без гормонов, антибиотики пропью, пройдет. Курить… не брошу.

Поначалу так и будет. Возможно даже лет десять. Потом вдруг откуда-то возьмется одышка. Нет, не та, привычная, для обострения с затрудненным выдохом, которая проходит после ингалятора. Чувство «нехватки воздуха». Почему? Откуда?

Это и есть ХОБЛ. Когда в процесс вовлечены все отделы легких: воздухопроводящий отдел — бронхит, легочная ткань — эмфизема.

О бронхите вроде понятно — воспаление стенки бронха с образованием большого количества чаще всего вязкой мокроты, с воспалительным бронхоспазмом.

Эмфизема. Что же это такое?

Отдел легких, где происходит газообмен (кислород в кровь, СО — из крови), называется альвеолами. Строение стенки альвеолы представлено всего несколькими слоями клеток. Только в таких условиях возможен достаточный газообмен, дабы обеспечить ткани организма кислородом. При эмфиземе за счет целого ряда явлений происходит перерождение стенки альвеолы. Разрастается соединительная ткань, нарушается процесс газообмена. Именно это явление и ощущает человек в виде чувства «нехватки воздуха» при ХОБЛ. Организм сигнализирует о неполадке. Результатом является хроническая гипоксия всех органов и тканей организма.

Степени тяжести ХОБЛ могут быть различными: от легкой до крайне тяжелой. Соответственно, и выраженность симптомов варьирует от минимальных до невозможности пошевелиться без одышки.

Причины такого состояние описаны выше. Лечение — здесь сложнее. От тяжести течения ХОБЛ зависит объем терапии. Длительность терапии — постоянно. При благоприятном течении — возможно, с перерывами.

Цель всего написанного – обратить ваше внимание на бронхит: не следует относиться к нему как к простому заболеванию, нужно заниматься профилактикой обострений. А также подумать, зачем, ради чего мы курим, и каковы последствия курения.

Матько Лариса Юрьевна,

врач-терапевт,